Защита Имени и Наследия Рерихов Музей нуждается в помощи Электронная библиотека

О сохранности Наследия Рерихов на ВДНХ

Крымская региональная культурно-просветительная общественная организация «Общество Рерихов» поддерживает обращение Национального рериховского комитета к Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я.Чайке по поводу условий хранения и экспонирования художественного и мемориального наследия семьи Рерихов.

Павильон №13 на ВДНХ, как и многие другие, является памятником архитектуры. Ничего перестраивать в здании нельзя и, поскольку оно изначально проектировалось для проведения временных вставок достижений народного хозяйства, то переоборудовать его под полноценный музей, предназначенный для хранения, экспонирования и изучения живописных произведений, с соблюдением действующего законодательства в музейном деле, невозможно. Как известно, темперная живопись повреждается при хранении рядом с отопительными приборами и на пути открытых потоков воздуха. Темперная краска состоит из гигроскопических материалов. Резкие перепады температуры и влажности создают линейное и объёмное расширение красочного слоя картин. Пониженная влажность вызывает пересушку темперной живописи, что приводит к нарушению пластичности, расслоению красочного слоя, частичным осыпям и другим деструктивным изменениям. Максимальные суточные колебания влажности в павильоне № 13 от 22 до 80%, вместо положенных 5%. Эти и другие нарушения условий хранения приводят к ускоренному физико-механическому и биологическому старению произведений темперной и масляной живописи.

Тем не менее, 23 декабря на заседании круглого стола в павильоне №13 представители государственных музеев и Министерства культуры уверяли общественность в том, что всё «в целом не плохо». На кого рассчитаны эти утверждения? Неужели руководители федеральных музеев не знают, что ни один западно-европейский музей никогда не согласится экспонировать в таких условиях картины из своих коллекций? Ведь живописные полотна от улицы отделяет только одна стеклянная (!!!) дверь. Первая стеклянная дверь тамбура всегда открыта настежь, даже зимой, вероятно, для того, чтобы с аллеи было видно, что павильон открыт. Почему к произведениям Рерихов такое преступно-халатное отношение? Нет сомнений в том, что у принимавших участие в круглом столе чиновников входные двери в квартиру или загородный дом не из стекла и тем более не ведут сразу в гостиную. Они прекрасно понимают, что не «теоретический», а реальный поток холодного, морозного воздуха не позволит сохранять необходимую температуру и влажность в любом помещении, да ещё при частом открывании дверей. Именно по этой и многим другим причинам, подробно изложенным в письме А.П. Лосюкова генеральному прокурору РФ, в павильоне ВДНХ невозможно создать необходимые условия хранения и полноценное музейное пространство для наследия семьи Рерихов.

Министр культуры В.Мединский, выступая 17 мая 2017г. в Государственной Думе сообщил, что коллекция Рерихов «по оценкам международных экспертов превышает 15 млрд. рублей» и заверил присутствующих, что «картины Рерихов, творчество, наследие… не пострадают». Музей Востока уже несколько лет владеет коллекцией, однако мы видим, что условия хранения и экспонирования не соответствуют музейным нормам. Также как и не созданы условия работы, для сотрудников музея, соответствующие элементарным санитарным нормам. Не устранены и выявленные недостатки технического состоянии памятника архитектуры «Усадьба Лопухиных», где должен был располагаться, по решению Министерства культуры, Музей Рерихов.

Под предлогом ремонта главного здания усадьбы, Музей Рерихов «временно» перевезли на ВДНХ, а его здание передали ГМИИ им. А.С. Пушкина. Тем не менее, по данным ЕГРЮЛ на 26 декабря 2019г. (копию выписки прилагаем) место нахождения «Музея Рерихов» остаётся прежним: переулок Малый Знаменский 3/5 (Усадьба Лопухиных). Не пора ли вернуть наследие Рерихов в Усадьбу, которую предоставило Правительство Москвы по выбору С.Н. Рериха для размещения в ней общественного музея. Почему министерство культуры игнорирует волю Святослава Николаевича, безвозмездно передавшего в дар уникальное наследие? Почему многомиллиардное наследие не сохраняется должным образом?

Мы убеждены, что первостепенной задачей в сложившейся ситуации является создание полноценного, самостоятельного Музея Рерихов в Усадьбе Лопухиных и обеспечение материально-технической базы для сохранения наследия, находящегося в распоряжении Министерства культуры.


Коллектив КРКПОО «Общество Рерихов»,
Республика Крым, г. Симферополь

Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц 1037700137386-1.pdf [187,83 Kb] (cкачиваний: 11)