Защита Имени и Наследия Рерихов Музей нуждается в помощи Электронная библиотека

Программа по художественно-эстетическому воспитанию «Симферополь — культурная столица» на 2015-2016 г.

Скачать: Programma_2015-2016.zip [920,17 Kb] (cкачиваний: 33)
История создания программы

В апреле 2006 года Министерство образования и науки, молодежи и спорта АРК, Международный центр гуманной педагогики и Симферопольское городское общество Рерихов проводили в Симферополе научно-общественную конференцию «К истокам будущего: духовность, образование, наука», в которой принимали участие ученые, педагоги, общественные и культурные деятели. Одним из основных направлений ее работы был вопрос о роли искусства в воспитательном процессе. В рамках конференции состоялся «круглый стол», участники которого отметили актуальность создания в Крыму единой региональной программы «Симферополь — культурная столица» по художественно-эстетическому воспитанию детей и молодежи с учетом этнокультурных особенностей нашего полуострова, реальных возможностей педагогических коллективов и учреждений культуры. В 2006 году данный проект был впервые разработан совместно с управлением образования Симферопольского городского совета и получил своё воплощение в общеобразовательных и дошкольных учреждениях города Симферополя. В настоящее время к проекту подключились студенты образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования г. Симферополь, образовательные учреждения Симферопольского района.
В будущем программа «Симферополь — культурная столица» может перерасти в региональную «Крым — полуостров культуры».

Актуальность программы

Глобализация, как доминирующий признак современности и социокультурные процессы в России, которые формируются на основе многовековых культурных традиций, обуславливают необходимость переосмысления концептуальных положений художественно-эстетического воспитания детей и молодежи. Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к духовным и нравственным скрепам.
В настоящее время эстетическое отношение учащихся и студентов к миру, к разным видам искусства формируется, в основном, под действием стихийных факторов социального окружения, в то время как эстетический вкус необходимо грамотно и бережно формировать, что обуславливает развитие тесного сотрудничества педагогов и работников культуры в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
Культурное наследие, объединяя эмоционально-эстетический опыт поколений, воплощает и передает целостное отношение к миру сквозь призму этнонациональной специфики, что позволяет рассматривать его основу для воспитания нравственных, патриотических чувств, гражданской позиции. Ценности искусства важны также с точки зрения современного существования детей и молодежи в поликультурном пространстве. Благодаря универсальности художественно-образной речи, они передают понятную для разных национальностей смысловую информацию, дают возможность личности вступать в невербальный диалог с разными культурами прошлого и настоящего, понимать других и расширять, таким образом, свой собственный духовный мир, уникальный и самобытный. Художественно-эстетическое воспитание можно рассматривать как универсальный способ развития личности на основе выявлений ее индивидуальных творческих способностей, разнообразных эстетических потребностей и интересов.
Крым является уникальным поликультурным регионом, «музеем под открытым небом», что делает необходимым разработку и реализацию Программы по ознакомлению подрастающего поколения с историческими, художественными и эстетическими ценностями.

Основания для разработки Программы

- Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка;
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);
- письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 № ИП-352/09 «О направлении Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»;
- Указ Главы Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 522-У «Об утверждении Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым»;
- Поручение Президента РФ по итогам совместного заседания Государственного совета РФ и Совета при Президенте РФ по культуре и искусству от 24 декабря 2014 года, пункт 3-г.

Цель Программы

Укрепление и развитие художественно-эстетического воспитания в социокультурном пространстве на основе взаимодействия учреждений системы образования с учреждениями культуры Республики Крым.
Повышение педагогического мастерства на основе последних достижений в области педагогики, психологии и других наук, ознакомление с разными видами и жанрами искусства, способствующих формированию и внедрению гуманно-личностного подхода к детям в общеобразовательном процессе.

Задачи Программы

- обеспечение необходимых условий для реализации Программы;
- обеспечение информационной поддержки Программы;
- проведение мониторинга эффективности реализации Программы;
- разработка в учреждениях культуры мероприятий, направленных на решение следующих задач:
- обогащение эмоционально-эстетического опыта, формирование культуры чувств, развитие художественно-образного мышления, универсальных качеств творческой личности;
- воспитание эстетического отношения к действительности, к искусству, понимание связей искусства с жизнью человека, современной техникой и средствами массовой информации;
- воспитание способности воспринимать и интерпретировать художественные произведения, выражать собственное отношение к ним;
- расширение и обогащение художественно-эстетического опыта, применение художественных навыков в практической деятельности;
- формирование системы знаний и представлений о сущности, видах и жанрах искусства;
- воспитание художественных интересов, вкусов, морально-эстетических идеалов;
- формирование навыков художественного самообразования и самовоспитания;
- формирование визуальной грамотности: развитие навыков детального рассматривания объекта, выделения главного в изображении, обобщения увиденного;
- развитие творческих способностей;
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитание зрительской культуры в театре и музее;
- воспитание нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию;
- развитие психофизиологических качеств: наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей, чувства ритма, линии, фактуры, цвета, произвольного внимания, способности ориентироваться в пространстве и временных понятиях;
- знакомство с бытованием народных промыслов;
- способствовать введению гуманно-личностного подхода к детям в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Республики Крым;
- создавать благоприятные условия для сотрудничества работников культуры и образования по программе художественно-эстетического воспитания детей и молодежи «Симферополь — культурная столица».

Целевые группы Программы

Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются:
- воспитанники муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений г. Симферополь;
- обучающиеся муниципальных бюджетных образовательных учреждений г. Симферополь и Симферопольского района;
- студенты образовательных организаций среднего профессионального образования г. Симферополь;
- студенты образовательных организаций высшего образования
г. Симферополь;
- дети и молодёжь с ограниченными возможностями здоровья;
- представители общественных объединений, государственные и муниципальные служащие, родители и члены семьи;
- заместители директоров образовательных учреждений по воспитательной работе;
- педагоги-организаторы;
- руководители методобъединений — учителей начальных классов, учителей предметов эстетического цикла, классных руководителей;
- заведующие, воспитатели-методисты и музыкальные работники муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений.

Структура и алгоритм Программы строится с учетом специфических особенностей разных возрастных категорий участников.

Разработчиками и участниками Программы являются:
- образовательные учреждения общего и дополнительного образования, учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы в образовательных учреждениях, работники учреждений культуры, органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие управление в сфере образования, методические центры;
- общественные институты: детские, молодёжные, общественные организации и объединения, объединения родительской общественности, профессиональные сообщества, попечительские советы.

Основные принципы реализации Программы

Программа:
- учитывает принцип гуманистической направленности воспитания;
- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;
- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в Республике Крым;
- учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности;
- учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, установление связи между учреждениями культуры и образования по взаимодействию в реализации комплексных художественно-эстетических воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
- сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;
- осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием, предполагающего консолидацию усилий органов государственной, муниципальной власти, учреждений культуры и общественных организаций в решении проблем воспитания молодого поколения;
- соблюдает в системе воспитания принцип взаимодействия педагогики сотрудничества всех участников воспитательного процесса.

Ожидаемые результаты реализации Программы

- создание системы непрерывного художественно-эстетического воспитания и социализации обучающихся, основанной на гражданских и демократических ценностях;
- закрепление таких ценностей как духовность, нравственность, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Республики Крым и Российской Федерации;
- формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России и Республики Крым, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа;
- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащейся молодёжи;
- формирование культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов;
- потребность в изучении культурного наследия страны и Республики Крым;
- развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности;
- воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны;
- повышение общего уровня культуры;
- развитие навыков и способностей в сфере творчества;
- обеспечение нравственного и духовного здоровья;
- организация мероприятий, посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира;
- развитие деятельности кружков образовательных учреждений и творческих объединений, связанных с музейной и театральной педагогикой;
- распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности и т.д.;
- повышение авторитета семейных отношений и развитие диалога поколений;
- изучение региональных и этнокультурных особенностей Республики Крым;
- благоприятное влияние на интеллектуальное, культурное и духовное развитие личности;
- формирование визуального мышления с учетом возрастных особенностей участников;
- желание познавать, развиваться, творить, делиться радостью познания и творчества с окружающими;
- способность воспринимать и понимать произведения искусства во взаимосвязи с окружающим миром;
- бережное отношение к памятникам культуры;
- развитие навыков музейной и театральной культуры;
- получение базовых знаний о художниках, народных мастерах, народных традициях в искусстве;
- повышение качества художественно-эстетического воспитания;
- внедрение гуманно-личностного подхода к детям в воспитательном процессе.

Показатели реализации Программы

В ходе реализации Программы будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной компонентой по художественно-эстетическому воспитанию.
Будут обеспечены:
- новые уровни взаимодействия учреждений культуры и образования;
- интеграция усилий образовательных учреждений и учреждений культуры во взглядах и позициях на воспитание, как неотъемлемое условие культурного развития посредством воспитательного пространства;
- рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях;
- обеспечение качества воспитательного процесса и расширение его возможностей для удовлетворения культурно-образовательных потребностей детей и молодёжи.

Основные направления реализации Программы

1. Гражданско-патриотическое:
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «свобода и ответственность», «честь», «совесть», «долг», «справедливость», «доверие» и др.;
- развитие компетенции и ценностных представлений о межкультурном взаимодействии и общественном согласии;

2. Нравственное и духовное воспитание:
- формирование ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- формирование представлений о духовных ценностях народов России и Республики Крым, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- формирование набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- формирование комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
- формирование уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
3. Воспитание положительного отношения к творчеству:
- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт творческой деятельности как непременного условия социального бытия человека;
- формирование компетенций, связанных с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере творческой деятельности;
- воспитание ответственного отношения к осуществляемой творческой деятельности;
4. Социокультурное и медиакультурное воспитание:
- формирование представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «терроризм;
- формирование опыта восприятия и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
5. Культуротворческое и эстетическое воспитание:
- формирование навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию приобщения обучающихся к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в сфере культуры;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре.
6. Воспитание семейных ценностей:
- формирование представлений о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни.
7. Формирование коммуникативной культуры:
- формирование дополнительных навыков межличностной и межкультурной коммуникации;
- формирование ответственного отношения к слову как к поступку;
- формирование ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
8. Экологическое воспитание:
- формирование ценностного и бережного отношения к природе, к окружающей среде региона, страны, планеты;
- формирование экологической культуры.

Содержание Программы

Программа содержит мероприятия, отражающие формы и методы её реализации.
Мероприятия для детей и молодежи (см. Приложение 1):
- организация и работа эстетических кружков;
- проведение выставок;
- встречи с современными художниками, народными мастерами, специалистами театральных и реставрационных мастерских;
- мастер-классы по различным видам и жанрам искусства;
- театральные постановки;
- конкурсы рисунков и произведений декоративно-прикладного искусства;
- экскурсии в музеи, театральные и реставрационные мастерские;
- лекторий;
- театрализованные программы.
Мероприятия для педагогических кадров (см. Приложение 2):
- информационные встречи по ознакомлению с материалами чтений и конференций по гуманной педагогике, и введению гуманно-личностного подхода к детям в воспитательный процесс;
- беседы о роли искусства в системе художественно-эстетического воспитания личности;
- ознакомление с деятельностью учреждений культуры Республики Крым;
- информационные встречи, направленные на развитие и укрепление сотрудничества педагогических кадров и работников культуры, повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания;
- видеолекторий, тематические беседы, спектакли, экскурсии;
- презентации книг по педагогике и психологии;
- интерактивное общение.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа действует на постоянной основе.
Учреждениями культуры и общественными объединениями граждан Республики Крым ежегодно разрабатывается план мероприятий для детей, молодежи, педагогических кадров и утверждается в установленном порядке разработчиками Программы.
Ежегодный план мероприятий разрабатывается поэтапно.
1 этап (февраль - март):
- учреждения культуры разрабатывают план мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию на учебный год с учетом всех возрастных категорий участников.
2 этап (апрель - май):
- участники программы составляют планы-графики посещений учреждений культуры на следующий учебный год и передают их в оргкомитет программы.
3 этап (июнь):
- оргкомитет составляет и утверждает индивидуальные планы по сотрудничеству участников программы с учреждениями культуры на основе их заявок.
4 этап (июль - август):
- включение программы «Симферополь — культурная столица» в план по учебно-воспитательной работе образовательных учреждений.