Защита Имени и Наследия Рерихов Музей нуждается в помощи Электронная библиотека

Людмила Васильевна Шапошникова

Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха является Людмила Васильевна Шапошникова — доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха, первый вице-президент Международного Центра Рерихов, президент Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии естественных наук (РАЕН) и Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского (РАКЦ), главный редактор журнала «Культура и время», индолог, философ, исследователь и популяризатор творчества семьи Рерихов, член ряда известных международных организаций.

Научные интересы молодого индолога Шапошниковой окончательно сформировались после первой поездки в Индию, стажировки в Хайдерабадском университете в 1958–1959 годах. В это время Людмила Васильевна вплотную соприкоснулась с многовековой культурой, с живыми традициями прошлого. С тех пор главной темой её работ стали культура и этногенез народов Индии.

Она вернулась в Индию в 1963 году в качестве преподавателя русского языка в Мадрасском университете. В свободное от занятий время Людмила Васильевна путешествовала. Её интересовали не столько великолепие и контрасты больших городов, сколько затерянные в джунглях и горах таинственные малочисленные племена, сохранившие первобытный уклад жизни, древние обычаи, мифы и легенды.

Результатом поездок Л.В. Шапошниковой стали не только научные труды, но и захватывающие документальные повести о путешествиях и племенах: «По Южной Индии» (1962), «Парава — летучие рыбы» (1967), «Дороги джунглей» (1968), «Тайна племени Голубых Гор» (1969), «Годы и дни Мадраса» (1971) и другие.

В 1967 году правительство Индии высоко оценило её научный и литературный труд, присудив за книгу «Дороги джунглей» Международную премию имени Джавахарлала Неру.

Год спустя, приехав в Индию с делегацией лауреатов этой премии, Л.В. Шапошникова впервые встретилась со Святославом Николаевичем Рерихом. С этого момента многогранное наследие семьи Рерихов стало центральной темой её философского, научного, публицистического и общественного творчества.

В советское время Л.В. Шапошникова приложила немало усилий, чтобы вернуть Родине философско-художественное наследие Рерихов. В 1973–1974 годах по её сценарию, написанному в соавторстве с Р.А. Григорьевой, режиссёром Р.П. Сергиенко был снят полнометражный документальный фильм о Николае Рерихе, в котором был воссоздан величественный образ русского художника и мыслителя, путешественника и общественного деятеля мирового масштаба.

В 1974 году она стала членом Организационного комитета по наследию Рерихов и вместе с П.Ф. Беликовым, первым биографом Н.К. Рериха, приняла самое деятельное участие в организации празднования 100-летия Н.К. Рериха в Советском Союзе.

В 1974–1980 годах Людмила Васильевна в одиночку — таково было её личное принципиальное решение — прошла маршрутом великой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Ей удалось исследовать Алтай, Монголию, Индию, включая Западные и Восточные Гималаи. Из-за напряжённости международных отношений оказался недоступен только Китайский участок маршрута.

Результатом путешествия Л.В. Шапошниковой стала захватывающая панорама фото- и литературных образов многотысячелетней истории национальных культур, осознание грандиозности открытий, совершённых Рерихами в 20-е годы XX века. В публикациях и выступлениях Шапошниковой личность каждого члена семьи Рерихов и самого Николая Константиновича раскрылась во всей многогранности дарования.

Во время встреч Людмилы Васильевны со Святославом Николаевичем, он не раз возвращался к мысли о создании Музея им. Н.К. Рериха в Москве. С.Н. Рерих неоднократно приезжал в СССР, встречался с руководителями Министерства культуры, Академии художеств, Академии наук, многократно и настойчиво поднимал вопрос о судьбе наследия Рерихов.

В СССР трижды были организованы большие передвижные выставки из коллекции Святослава Николаевича. Первая — в 1960-м, вторая — в 1974-м и третья — в 1978 году.

29 июля 1989 года в газете «Советская культура» Святослав Николаевич опубликовал письмо «Медлить нельзя!», в котором он настаивал на организации общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха и назначении его директором Л.В. Шапошниковой. В этом же письме С.Н. Рерих сформулировал концепцию Центра-Музея.

В борьбе за создание Центра-Музея и Советского Фонда Рерихов (СФР) Людмиле Васильевне пришлось преодолевать многие трудности, проявляя при этом уникальный организаторский талант. Ею были подготовлены проекты Устава СФР и Постановления Совета министров СССР, которые легли в основу этих документов почти без изменений.

В 1989 году вышло Постановление Совета министров СССР о создании в Москве по предложению С.Н. Рериха Центра-Музея имени Н.К. Рериха и Советского фонда Рерихов — для развертывания научной, просветительской и культурной деятельности. Л.В. Шапошникова стала заместителем председателя фонда, председателем был избран президент Академии художеств Б.С. Угаров.

В 1990 году Людмила Васильевна организовала и осуществила перевозку из Индии в Россию наследия Рерихов, переданного С.Н. Рерихом для Советского фонда Рерихов в Москве.

В 1991 году после распада СССР Советский Фонд Рерихов по инициативе Святослава Николаевича был переименован в Международный центр Рерихов. Его первым вице-президентом стала Л.В. Шапошникова.

Под руководством Людмилы Васильевны без привлечения бюджетных средств, на деньги меценатов и дарителей был поднят из руин выбранный С.Н. Рерихом и отведённый музею уникальный памятник архитектуры XVII – XIX веков — Усадьба Лопухиных.

В 1993 году открылась первая экспозиция музея им. Н.К. Рериха, которая разместилась в пяти комнатах флигеля усадьбы Лопухиных. В 1994 году начала работать экспозиция на первом этаже главного здания музея.

Наконец, в 1997 году на втором этаже усадьбы открылась третья экспозиция музея. Концепция её, выработанная в 1990-х годах на основе идей С.Н. Рериха Людмилой Васильевной, охватывает основные вехи пути Рерихов. «На стенах вводного зала — уникальные полотна, выполненные Н.Г. Волковой, в которых отражены важнейшие эволюционные моменты культурно-духовного развития человечества. Они теснейшим образом связаны с теми философскими идеями, которые пронизывают всё творчество семьи Рерихов. За этим залом следует Петербургский зал, где мы находим свидетельства жизни Рерихов того периода. Затем идут Русский зал, зал Живой этики, зал Центрально-Азиатской экспедиции, зал Гималайской долины Кулу, в которой Рерихи провели большую часть своей жизни в Индии. И, наконец, зал Пакта Рериха. Здесь подводится итог деятельности великой семьи на благо мировой культуры.

В 1998 году Л.В. Шапошниковой было поднято перед зданием музея Знамя Мира, предложенное Николаем Константиновичем в 1929 году в качестве отличительного знака для охраны мирового культурного наследия.

Перед зданием в 1999-м, юбилейном для семьи Рерихов году появился мемориал, посвященный Елене Ивановне и Николаю Константиновичу Рерихам. В 2004 году, в год столетия Святослава Николаевича, неподалеку были установлены скульптурные портреты Ю.Н. и С.Н. Рерихов.

Под руководством Л.В. Шапошниковой сформированы и развиваются мощные направления научной, музейной и культурно-просветительской деятельности, которые в синтезе образуют духовное пространство Центра-Музея имени Н.К. Рериха — пространство нового космического мироощущения.

В залах музея проводятся международные конференции с участием видных учёных и общественных деятелей из разных стран мира, посвящённые важным вопросам философии, культуры и науки, организуются выставки современных художников-космистов, концерты классической музыки, лекции с участием ведущих представителей науки и специалистов в области философии, истории, культуры и педагогики, конкурсы детского рисунка, фестивали этнической культуры, выставки народных промыслов и творческие вечера.

По инициативе Л.В. Шапошниковой на базе МЦР был основан Объединённый научный центр проблем космического мышления. Людмила Васильевна — сопрезидент международных культурных проектов «Знамя Мира», «День Земли», «Колокол Мира» и «Флаг Земли», осуществляемых под эгидой ООН. Она — инициатор проведения «круглых столов» в Государственной Думе, посвящённых наследию Рерихов.

Перу Людмилы Васильевны Шапошниковой принадлежат более 400 печатных трудов, из них 24 монографии. Книги Л.В. Шапошниковой вошли в золотой фонд культурного наследия народов России и Востока. Они переведены на иностранные языки и изданы в Германии, Венгрии, Литве, Румынии, Индии.

Заслуги Л.В. Шапошниковой перед Отечеством отмечены указами Президента РФ В.В. Путина. 27 ноября 2002 года за большой вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия ей было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

В конце мая 2006 года Людмиле Васильевне и коллективу реставраторов была присуждена Национальная премия — «Культурное наследие» за восстановление «Усадьбы Лопухиных», архитектурного памятника XVII – XIX веков. 27 июля 2006 года работа директора музея была отмечена орденом Дружбы — «За выдающийся вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия».

Московское бюро ЮНЕСКО вручило Л.В. Шапошниковой диплом за значительный вклад в программу «Культура Мира», Российская академия художеств — медаль «Достойному». Она награждена почётным званием и знаком «Рыцарь науки и искусств» и серебряной юбилейной медалью «Российской академии естественных наук — 10 лет. 1990–2000». Людмила Васильевна удостоена высшей общественной награды «Лучшие люди России».

В честь Людмилы Васильевны Шапошниковой малая планета № 9717, открытая астрономом Н.С. Черных, была названа — Lyudvasilia.


В 2010 году Людмила Васильевна была награждена премией Евросоюза по культурному наследию.

Л.В. Шапошникова в 1993 году стояла у истоков общественной организации «Рериховское культурное творческое объединение» г. Иркутска, которое в настоящее время является иркутской региональной общественной организацией и сотрудничает с Международным центром Рерихов.

Жизнь Людмилы Васильевны Шапошниковой — ярчайший пример силы и высоты человеческого духа. Она принадлежит к блистательным и немногочисленным деятелям, которые в наше нелёгкое время имеют мужество созидать Красоту и Культуру, и до сих пор полна сил и энергии.

По материалам книги Н.Г. Войченко «Музей и его директор».